Святой МакарийВалаам, Тибет, Стоунхендж – эти знаменитые «места силы» известны каждому. Впрочем, чтобы соприкоснуться с их мощной созидательной энергией, совсем не обязательно ехать за тридевять земель. Такие места есть и в нашей Центральной России. Они, может быть, не так известны широким массам, однако чудесное воздействие, которое испытывают люди при их посещении, не вызывает никаких сомнений. Не зря же в свое время там располагались древние языческие капища, а сейчас – православные церкви и монастыри.

Одно из таких мест находится в Тульской области, на правом берегу Оки, в семи километрах от города Белёв. Для современных паломников-автомобилистов с GPS-навигаторами есть даже точные координаты: N 53°50.950’ – E 36°12.565’. Здесь находится монастырь Макария Жабынского. На территории – небольшой собор, названный в честь святого, там же покоятся мощи праведника. Рядом с храмом – святой источник, деревянный домик купальни. Чуть дальше возвышается вековечный дуб. Его ветки страждущие украшают ленточками.

Про возникновение источника существует красивая легенда. Макарий жил в так называемое Смутное время, когда на Русь двинулись польские и шведские захватчики. Однажды аскет-монах повстречал в лесу под дубом поляка из войска пана Лисовского. Тот буквально прощался с жизнью, умирая от ран и от жажды. Макарий пожалел врага и ударил рядом с ним своим посохом. Тотчас из-под земли забил животворный ключ. Воин утолил жажду, промыл раны и поправился. Говорят, что позже он даже принял православие.

Скорее всего, история эта выдумана. Ведь монастырь существовал рядом с дубом еще до Макария. Он был основан в 1585 году неким старцем Онуфрием, которому царь Федор Иоаннович пожаловал местный лесок на «…монастырское строение и на дрова про монастырский обиход, а не на продажу». Рядом существовало старинное Жабынское городище. Оно находилось в то время у самой границы Московского княжества. Местные жители терпели частые набеги врагов. А в Смутное время монастырская обитель у Жабынца была полностью разорена. Возродилось монашеское житье именно благодаря Макарию. Он вел жизнь аскета и подвижника. И скончался в 1623 году в возрасте 84 лет.

Про обитель рассказывают разные чудеса. Говорят, уже после революции, в 1920 году, некий милиционер Володьков спьяну пальнул из табельного пистолета в надвратный образ Христа. И тотчас у богохульника отнялись ноги. Остаток жизни он провел, сидя на печке.

Когда в 1930-е годы монастырские помещения переделывали под школу, потребовалось прорубить дверь в стене. Как раз в том месте, где был изображен Спаситель. Верхняя часть проема должна была пройти по его ногам. Все рабочие отказались, кроме одного. Небесная кара настигла его спустя три месяца. Уже на другой стройке на него упала плита и переломала несчастному ноги аккурат в том же самом месте…

Спустя три десятка лет рьяные комсомольцы решили вскрыть гробницу Макария. Вырыли яму под ракой глубиной чуть ли не в пять метров, но останков не обнаружили. Монахи шептались тогда, что это сам Вседержитель отодвинул мощи старца немного в сторону, дабы избежать их осквернения.

Вода из жабынского источника считается целебной. Особенно помогает при заболеваниях органов дыхания, а женщин исцеляет от бесплодия. Если горячо помолиться, покаяться и трижды окунуться в эту воду с головой, проходят вообще все недуги. Поэтому поток верующих к святыне не иссякает. Особенно много паломников приезжает в монастырь 4 февраля, в день памяти преподобного Макария.

Однако не только живительная вода привлекает сюда людей. Говорят, кора древнего дуба тоже обладает особыми свойствами. Историки полагают, что в этой вере проявляется отголосок древнего язычества. В стародавние времена здесь жило славянское племя вятичей. Они долго не желали принимать христианство и до последнего придерживались старых обычаев. Наверняка поклонялись и дубу. Если не этому самому, то его прародителю,  произраставшему на том же месте. Почти все паломники, приезжающие к Жабынскому ключу, стремятся хотя бы прикоснуться к этому древнему источнику силы. Или повязывают на ветви ленты, тряпочки, кусочки одежды.

Монахи пытаются с таким поклонением бороться. Порой вешают листочки с пояснениями: «Не тряпочки Вы оставляете, а кусочек Вашей души, над которой глумится бес…» Бесполезно. Христианство по сравнению с древними верованиями в места силы — религия новая.{jcomments on}