Музей армииПарижский комплекс включает Государственный Дом инвалидов с Солдатской церковью, Собор инвалидов с гробницей Наполеона и Музей армии. Приют для ветеранов возник во время царствования Людовика IV в 1674 году. В конце XVII века в нем уже проживало около 4000 ветеранов, работавших в сапожной и гобеленной мастерских, а также в мастерской по раскрашиванию гравюр.


В 1677 году начато возведение церковного здания, которое позднее было разделено на Солдатскую церковь (церковь Святого Людовика) и Собор. В настоящее время Государственный военный госпиталь «Дом инвалидов» продолжает традиции благотворительного учреждения Людовика XIV.
Собор инвалидов построен в 1677... 1706 гг. архитектором Жюлем Ардуэн- Мансаром. Ажурный фонарь купола Собора инвалидов достигает высоты 107 м. Собор имеет единственный в Париже купол с позолоченными украшениями. После смерти Наполеон был похоронен на острове Святой Елены, причем на его надгробие ничего не было написано. 15 декабря 1840 года состоялась официальная траурная церемония переноса праха Наполеона Первого в Собор инвалидов в Париж. Возведение гробницы на могиле Наполеона было завершено только в 1861 году.
Вокруг гробницы императора похоронены маршалы Тюренн, Вобан, Фош, а также родные братья Наполеона - Жозеф и Жером Бонапарты. Доступ к могиле Наполеона открыт только с 15 июня по 15 сентября. Гробница Наполеона находится за Музеем армии, но паломников в ней намного больше, чем посетителей в самом Музее.
Собственно Музей армии создан в 1670 году и в настоящее время находится на территории Дома инвалидов в западном и в восточном крыльях здания. Музей соизмерим по размерам с Музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, но совершенно отличается от него по способу построения экспозиции.
Музей включает 4 отдела: «Оружие и доспехи». «Артиллерия и геральдика», «От Людовика XIV до Наполеона III», «14-18» и «39-45»/1/. Построение экспозиции нестандартно: первый названный отдел является интернациональным, тогда как остальные три посвящены военной истории одной Франции.
В отделе «Оружие и доспехи» представлена коллекция оружия и доспехов Западной Европы со времен античности по XVII век. Отдельные экспонаты уникальны и интересны.
В отделе «Артиллерия и геральдика» хранятся модели и настоящие орудия, а также богатейшая коллекция вымпелов, штандартов и знамен со времен Людовика XIV до XX века, включая наполеоновскую эпоху. В Музее армии орудия представлены большей частью макетами не очень большого размера, зато это позволяет удобно расположить все известные французские системы с XVII по конец XIX века в одном зале. Подлинные орудия в основном представлены образцами, находящимися на улице или в галерее внутреннего двора. С точки зрения посетителя это удобнее, чем сделано в экспозициях российских музеев.
Два последних отдела посвящены истории французской армии со времен 30-тилетней войны до Второй мировой войны 1939-1945 гг. включительно. В частности, имеется ретроспектива подлинных образцов уставного холодного и огнестрельного оружия, применявшегося во французской армии с 1680 года по наши дни. Экспозиция, посвященная 1789-1815 гг., занимает около 20 залов музея. Представлены личные вещи императора Наполеона I - шляпа, редингот - и его походная палатка; имеются личные веши маршалов Франции и солдат Императорской гвардии...

 

Могила Наполеона

Здесь покоится тело Наполеона Бонапарта, императора Франции


История Первой и Второй мировых войн отражена гораздо слабее, и экспозиция частично известна нашим соотечественникам по одной выставке в Артмузее, сделанной совместно с Музеем армии примерно в 1996 году. Непонятно, почему интерес к последним военным событиям мировой истории так слабо отражен в Музее.
Остановимся на некоторых общих особенностях Музея армии, которые бросаются в глаза русскому туристу, знакомому с отечественными военно-историческими музеями. Если в экспозиции Музея артиллерии в Санкт- Петербурге в основном представлены орудия разных систем, а мундирам и другим частям амуниции отведена роль второстепенная, то в парижском музее упор сделан как раз на мундиры. Экспозиция музея известна, «живет» и помогает даже обычным коллекционерам, она известна за пределами Франции, материалы о ней используются в разработках и в исторических исследованиях.
Форма в Музее армии надета на манекены, причем большинство манекенов со всем снаряжением выставлены так, что доступ к осмотру всех деталей открыт полностью: витрины с манекенами стоят либо в центре зала, либо служат разделителями между частями экспозиции. Есть возможность посмотреть не только как выглядит мундир и его детали, но и на манеру того, как носились все аксессуары, относящиеся к форме одежды. Разумеется, видимо, и в Музее армии есть проблемы с выставочными площадями, и поэтому огромное количество прекрасных доспехов расположены на стеллажах так, что нет возможности их рассмотреть: все это богатство находится за стеклом на довольно приличном расстоянии от зрителя. Лишь отдельные образцы доспехов выставлены для детального осмотра, и их можно обозревать со всех сторон.
Имеется огромная экспозиция макетов, вероятно, всех фортов Франции, не. говоря об отделе знамен, охватывающий почему-то только период с 1789 года до конца Первой Империи.
Очень приятно было отношение обслуживающего персонала, который включает относительно молодых людей не только женского пола Купивший билет может несколько раз входить и выходить из музея совершенно беспрепятственно в течение одного дня.


Источники

  • 1. Дом инвалидов - Музей армии // Краткий путеводитель. Париж, 1998.
  • 2. Востоков Е.И. Исторические музеи // БСЭ, том 10, 1972, с.562.,.565.

 

{jcomments on}