ГладиаторыМир соткан из ошибок, как небо из звезд. И в истории немало найдется устоявшихся штампов, к которым мы все привыкли, что и не мыслим без них нашего восприятия минувшего. Вот взять хотя бы гладиаторские бои. Как мы представляем публику на трибунах? Всех этих кровожадных римлян, наблюдающих смертельную схватку и последний бой обреченного гладиатора. Боец дерется, как лев. Побеждает одного, второго, третьего. Но падает из-за коварства врага, раскинувшего сеть на песке. И меч победителя занесен над поверженным героем. Победитель ждет решения жаждущей крови публики. Что сделают римляне?

Ясное дело, дадут понять, что надобно прикончить бедолагу. Сжатый кулак, палец вниз – сигнал смерти. Но сами римляне так никогда не делали. Их мир был полон иных реалий. Это доказано историками. Факт есть факт.

Действительно, римские посетители гладиаторские боев, требующие смерти гладиатора, римские сановники, патриции, даже сам император, санкционирующие убийство, никогда не опустились бы до жеста —  «палец вниз». Настоящие римляне вообще никогда не использовали знак «палец вниз». Если гладиатору было суждено принять смерть, то пальцы граждан Рима поднимались вверх – как торжествующий и возглашающий успех обнаженный меч бойца-победителя. Когда же побежденному зрители решали подарить жизнь прямо на арене, тогда большой палец следовало подогнуть внутрь сжатого кулака – вроде как меч опускали в ножны.

В ошибке, которую лихо растиражировали современные СМИ и кино с телевидением (особенно постарался Голливуд)  повинно  полотно французского живописца XIX столетия Леона Жерома «Pollice verso». Изображенный на этой картине римский гладиатор ожидает решения своего победителя-соперника, а рассевшийся в ложе император указывает большим пальцем на арену, вниз, выносит смертный приговор жертве. Историки единогласно свидетельствуют: художник неправильно уразумел латинскую фразу, предполагая, что police verso, «отогнутый палец», означал «отогнутый вниз». Но эта хлесткая фраза означала  на самом деле «отогнутый вверх».{jcomments on}